Жила была девочка. Весёлая, общительная, воспитанная, умненькая. Ходила в садик, бегала во дворе и задавала много-много вопросов маме с папой. Обычная такая девочка, как все девочки. И друзья у неё были. Но не всем она нравилась почему-то. Некоторые дети дразнили её «Бабой Ягой», а воспитательница в саду недолюбливала и даже не скрывали этого.
Почему? То ли носик не такой, аккуратный, то ли она вся не такая миленькая, как другие дети… Девочка не обижалась и не плакала, она просто не понимала, поэтому спрашивала об этом родителей:
— Почему других девочек так не называют, а меня называют?
А родители ей отвечали:
— Потому что они все тебе завидуют! Потому что ты очень красивая, умная и не такая, как все!
Девочка даже не догадывалась — как бывает по-другому. «Я красивая-умная-не такая, как все!»
Я давно знаю эту девочку. Сегодня она взрослая и у неё всё хорошо. Гармоничный брак, трое деток, свободный выбор – где поработать. Даже, когда бывает не очень хорошо, всё равно — всё хорошо! Потому что – красивая, умная, обаятельная, самодостаточная, принимает этот мир и людей такими, какие они есть, а свои проблемы и недостатки рассматривает как возможность для роста и самосовершенствования.
Так она чувствует себя внутри.
С подобной родительской установкой повезло не всем…
Список и ластик
Самооценка зависит от того, как мы реагируем на то, что говорят о нас окружающие. А начинается всё с родительских посланий. Маленький ребёнок не знает какой он. Впитывает то, что ему транслируют родители. Он видит себя таким, каким ему рассказали. Это основа восприятия себя.
Когда ребёнок выходит в социум, он начинает «собирать» обратную связь о себе. Записи на листе под заголовком «самооценка» пополняются. Иногда пунктами самого кривого толка… Эх, если бы можно было взять упругий ластик и стереть непрошенные: «дура», «слабак», «дылда», «жирная», «трус», «мелкий», «не способен», «с тобой никто не хочет дружить»!
Стереть возможно. И это задача родителей. Когда ребёнка обзывают, и он приносит свою обиду домой, то в их силах зачеркнуть и переписать эти пункты, как это делали родители девочки из первого абзаца. Потому что мама с папой – самые значимые люди в жизни маленького человека.
Сравнение
«Посмотри, как тёть Надина Юля хорошо учится и в музыкальную школу ходит, и такая аккуратненькая вся, загляденье! А ты…».
«Ой, да чёт ты себе там придумал! Не подходит ему такая куртка. Всем нормальным детям подходит, а ему не подходит».
«Как это — не пойдёшь?! Ты, что какой-то особенный?! Ты чем-то отличаешься от других?»
Сравнение отравляет, если становится частью самооценки.
Те самые – «другие» и «все» стоят плотными рядами между реальными возможностями и вымышленными ограничениями.
«Они красивее, правильно живут, заточены под идеал. Куда уж мне… Этот мир для них, а я в сторонке постою, я права не имею» — звучит голос сравнения.
Когда у меня не получалось в школе с математикой, мама в красках рисовала для меня перспективу «с метлой летом — лопатой зимой», и, конечно же – «Университет не для таких, как ты!». Я помню, как сжималась до размеров букашки по своим ощущениях, когда проходила мимо величественного здания с колоннами и лепниной. А забегающие туда студенты виделись мне небожителями. Теми самыми – идеальными и достойными! И таки — да, в моей голове хрипело: «Это не для меня, я не дотягиваю… А вот они!»
Любопытно, а ведь я ничегошеньки не знала про этих людей. Я наделяла их качествами, которые не могла присвоить себе. Это я поняла гораздо позже, когда стала студенткой университета и подружилась с ними. Оказалось – обычные. Каждый со своим пучком проблем и «армией букашек» похожих на моих. Тогда для меня разочарование в «небожителях» было со вкусом мёда!
Так чей голос звучал в моей голове? Ответ очевиден.
Голоса в голове
Терапевтическая сессия. Напротив меня сидит красавица Алла. У неё высшее образование, перспективная работа и любящий молодой человек. Но Алла не уверена в себе и каждое решение в жизни даётся ей с трудом, потому что – «А что подумают люди!».
После моих подробных прояснений — о каких же конкретно людях идёт речь, выясняется — в голове Аллы звучат всего два голоса. Папин и учительницы.
Голос папы. Он требовал от дочери безупречности, чтобы не стыдно было за наследницу перед статусными коллегами. Если семья кандидата наук идёт гулять в парк, то потёртые джинсы и цветные шнурки на кроссовках Аллы – «Боже упаси! Если вдруг кого-то из знакомых на улице встретим – что они подумают! Девочка должна быть в платьишке, и на туфли тебе я зарабатываю». А ещё папа любил повторять: «Не верю в «не смогла – не получилось», просто не захотела».
Папа и не знакомые важные люди всегда «знали лучше», как для Аллы лучше. Её собственное «хочу», право на ошибку и слабость расценивались как недостатки и что-то неприемлемое для окружающих.
Голос учительницы. Эта дама пользовалась «своеобразной» схемой оценивания результатов. Занижала оценки, чтобы дети стремились стать лучше. Глотая слёзы, Алла растерянно разглядывала контрольную работу без ошибок, но с единственной подчёркнутой красным помаркой. Во взгляде учительнице, скользившем по грустным лицам учеников, прослеживалась гордость за свой педагогический «талант». При этом она любила повторять: «Вы мне ещё спасибо скажете. Я сделаю из вас людей!»
Могла ли Алла со своей болью обратиться за поддержкой к папе? Ответ очевиден…
Какой отпечаток оставило такое отношение на самооценке девушки – «Как бы я ни старалась, это всегда будет кому-то не нравиться».
Алла выросла, в её жизни уже нет строгой учительницы и папиных требований, а неосознаваемая привычка действовать с оглядкой на других людей осталась. Это ограничивает в свободном движении по жизни, принуждая съёживаться и замирать каждый раз, когда нужно принять решение или сделать выбор.
Как повысить самооценку
1. Понравится всем. Или – быть для всех хорошим. Припишите статус «УТОПИЯ» этому стремлению. Сразу. Раз и навсегда. Это путь в никуда.
На каждой стадии своего развития вы кому-нибудь будете не нравиться, не подходить и не соответствовать. Даже если вы приблизились к идеалу в чём-то, в вашем окружении появятся «замечательные ребята» – завистники называются. Ой как сильно вы будете раздражать их самим фактом своего существования! Людей, которые за вас от души порадуются, поддержат и адекватно оценят – единицы.
Не оглядывайтесь на «всех», их много и одновременно там нет никого конкретного.
2. Выключайте голоса в голове.
Когда вы думаете, что чего-то не можете или не обладаете какими-то качествами, задайте себе вопрос: «Это моя идея или кто-то научил меня так думать?» И если вы опять «встретились» с голосом мамы – бабушки – учителя биологии – бывшего мужа, то оглянитесь! Они здесь присутствуют? В актуальном вашем выборе как-то принимают участие? Влияют на него? Нет? Выключайте их будьте в реальности. А если эта мысль всё же ваша – тогда точно стоит попробовать, иначе не узнаете – можете вы или нет.
3. Не ругайте себя, не обвиняйте за ошибки и слабости.
Выматывающее это занятие, бесполезное. Лучше действуйте. Что возможно – исправляйте. Что нет – честно называйте, принимайте и разрешайте этому быть. Вы разный. Работайте над своими сильными сторонами.
4. Если у вас есть качества или особенности внешности которые вы называете «недостатками», не рассказывайте об этом всем вокруг. Никому не рассказывайте. Дайте возможность окружающим людям самим сделать вывод – что им нравится в вас, а что нет. Найдутся те, которые даже внимания не обратят. А некоторые сочтут за достоинство или изюминку.
А если вы будете выставлять напоказ свой недостаток, то людям придётся его повнимательней разглядеть и согласиться с вашим мнением. Ведь вы же сами настояли.
И помните — чужим людям нет до вас дела. Потому что каждый занят мыслями о себе. И если даже кто-то пристально разглядывает вас на кассе в супермаркете, то, скорей всего — ваш образ ассоциируется у этого человека с чем-то личным.
Любите себя и будьте ближе к жизни!