Одно и тоже поведение может пробудить стыд в одном человеке, вину в другом и оба чувства в третьем. Стыд и вина происходят из интимных взаимоотношений самости и общества, которые характеризуют раннее развитие ребенка.
Проблемы стыда и вины пронизывают все общество. Чувство вины часто ассоциируется с западной цивилизацией вообще, хотя реальных доказательств не существует. Напротив, восточные цивилизации, считается, что прививают членам своего общества чувство стыда.
Базисное Фрейдовское понимание развития личности постулирует в качестве центрального конфликт между нашими животными, эгоистическими побуждениями и противостоящими им силами внутри нас, которые пытаются контролировать и перенаправлять эту энергию на социально приемлемые цели.
Чувство вины исполняет центральную роль в этом конфликте: оно наказывает индивида изнутри, когда он хотя бы задумывается о том, чтобы повести себя асоциальным образом. Стыд, менее изученный и, возможно менее понятный, чем вина, также пропитывает наше общество, проявляясь всякий раз, когда люди чувствуют себя глубоко смущенными, униженными или ничего не стоящими.
И хотя и стыд и вина имеют и позитивные функции, большинство клиентов сталкивается с совершенно избыточными количествами стыда и вины. Такие, связанные стыдом или виной люди часто вырастают в семьях излишне использующих стыд или вину в своем повседневном обиходе. Стоящая перед нами цель увеличить понимание проблемы сложна в связи с тем, что ни понятие стыда, ни понятие вины не имеет точного определения.
Определение по Г. Поттер-Эфрону: «Стыд – это болезненное состояние осознания своей базовой дефективности как человеческого существа», а вина – это «болезненное состояния осознания, которое сопровождает свершившиеся или замысленное попрание субъектом общественных ценностей и правил».
Самый простой способ различить их — это помнить, что стыд затрагивает центральную идентичность клиента, его целостную самость. В противоположность этому, вина относится к его специфическому актуальному или планируемому поведению. Стыдящийся человек думает: «Как я мог совершить это?», а виновный: «Как я мог совершить это?».
Одно и тоже поведение может пробудить стыд в одном человеке, вину в другом и оба чувства в третьем. Стыд и вина происходят из интимных взаимоотношений самости и общества, которые характеризуют раннее развитие ребенка. Стыд чаще всего ассоциируется с ранними эпизодами осознания ребенком, что он отдельный человек, который нуждается в родительском принятии и может легко его потерять.
Чувство вины развивается, когда ребенок начинает понимать, что у него есть общественные обязанности, и поэтому он должен сдерживать эгоистические агрессивные и сексуальные побуждения. Проводить терапию стыда лучше всего на аффективном уровне, помогая клиенту проявить свои тайные дефекты в безопасных отношениях. Напротив, рациональную, вину лучше конфронтировать на поведенческом и когнитивном уровнях; клиента побуждают исследовать свою систему ценностей и действовать в соответствии с ней.
Различия стыда и вины:
- Ощущение неудачи – центральная характеристика индивида, испытывающего стыд или вину. Для стыда событие ощущается как внутренний жизненный провал. Кризис стыда – духовный, стыдящийся человек задается вопросом, стоит ли ему жить. Он также может быть уверен, что все видят его слабость и презирают его. Интересы виновных субъектов сфокусированы на внешнем, и их заботит, что они сделали неправильно. Чувство вины – это реакция на этическое преступление, затрагивающее наше моральное чувство себя. Чувство вины наиболее сильно у тех, кто вырос в высокоморальном окружении.
- Первичный ответ/ чувства. Пристыженный индивид опускает глаза вниз, лицо у него вспыхивает, в животе бурчит, колени слабеют. Человек разоблачен, уязвим и беззащитен. Он говорит про себя: «Я — ничтожество». Человек сталкивается с собственной неадекватностью, унижением и презрением к себе. Чувство вины редко вызывает реакцию всего тела. Ощущения вины обычно отмечаются смесью эмоций и мыслей. Человек обычно говорит про себя: «Я – плохой». Первичные реакции на чувство вины – когнитивные и поведенческие. Человек думает о том, как кого-то обидел, и как ему исправить случившееся.
- Провоцирующее событие и вовлечение самости. Мелкое событие может вызвать непропорционально большую интенсивность стыда. Стыд ставит под сомнение базовую идентичность человека. Он не верит в себя и не видит возможности искупления. Виновного же человека заботит в первую очередь, то, что он совершил, а не его идентичность. Чувство вины вызывается тем, что человек нарушает или собирается нарушить общественные нормы – нормы морали.
- Происхождение и центральный страх. Стыд происходит из напряжения, появляющегося при осознании ребенком своего существования как отдельного человеческого существа. Ребенок в нормальной обстановке получает смешанные послания, которые помогают ему понять где и как он может продемонстрировать себя миру. Он оказывается в фокусе внимания родителей и привыкает к их одобрению.
Иногда семьи, связанные стыдом, не уделяют достаточно позитивного внимания ребенку, их послания говорят, что ребенок недостаточно хорош. Дети интернализируют неодобрение родителей. Они могут прийти к выводу, что их невозможно любить. Страх для ребенка – это страх оставления. Вина возникает, как необходимость для выживания человеческого сообщества, несмотря на возникающие конфликты. Дети боятся наказания родителей и направляют агрессию на другие фигуры. Далее дети развивают свое супер-эго, систему ценностей, моральные чувства. Слишком эгоистичное поведение приводит к интенсивному дискомфорту.
Предеин Е. В.